Система государственных закупок далека от совершенства. На данный момент законодательство в большей степени учитывает риски государственных заказчиков, что позволяет им проводить закупки, учитывая свои интересы и порой злоупотребляя своими правами. Со стороны госзаказчиков распространены случаи неправомерного отстранения компаний от участия в конкурсе, отклонения заявок на участие, признание заявок несоответствующими конкурсной документации и т.п. Не имея юридического образования и опыта работы с Антимонопольной службой, очень сложно грамотно проанализировать документацию, сформировать выгодную правовую позицию и сформулировать обоснованную жалобу на государственного заказчика.

Для этого необходимо учитывать, что процедура проведения государственных закупок проводится не только в соответствии с Законом о контрактной системе, но и подчиняется нормам Закона о защите конкуренции.

Всевозможные нарушения и злоупотребления заказчиков при проведении закупок, которые ограничивают конкуренцию, могут быть оспорены в любой момент после размещения плана закупок, но не позднее десяти дней с момента подведения итогов закупки. При этом, в зависимости от конкретного этапа, на котором находится закупка, и конкретного нарушения заказчика, отличается субъектный состав лиц, которые могут обжаловать данные действия (бездействие) государственного заказчика, а также срок на обжалование.

Своевременность подачи жалобы в УФАС – очень важный момент, который не всегда учитывают участники закупок. Распространенная ошибка поставщиков заключается в невнимательном изучении документации и несвоевременном оспаривании условий тендера.

Распространены ситуации, когда закупочная документация предусматривает поставку товара с такими характеристиками, которые относят его к категории товаров, не существующих на рынке. Однако участник закупки, полагая, что незначительное отступление от характеристик, указанных в техническом задании, в дальнейшем не повлечёт никаких последствий, подаёт заявку на участие в закупке с теми параметрами товара, которые предусмотрены закупочной документацией.

Подобными действиями участник закупки подтверждает, что согласен со всеми условиями документации и обязуется поставить товар именно с такими характеристиками, которые указал в заявке. Тем самым участник предоставляет заказчику полное право в случае поставки товара, хотя бы по одному параметру не соответствующего техническому заданию, отказаться от контракта в одностороннем порядке. Последствия такого отказа могут стать фатальными для поставщика: внесение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, отстранение от участия в закупках на 2 года, риск потери бизнеса. Обо всём этом читайте в разделе «Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта».

Последствиями других нарушений могут стать ограничение круга участников закупки, неправомерное отклонение заявки и многое другое.

Вот почему так важно своевременно выявлять нарушения заказчика, обжаловать его противозаконные действия (бездействие), побудить устранить допущенные нарушения.